Урок 12. Оператор цикла for

Цикл заставляет интерпретатор JavaScript многократно выполнять один и тот же блок кода, называемый телом цикла. Каждое отдельное исполнение инструкций в теле цикла называется итерацией. В JavaScгipt доступны четыре инструкции циклов: while , do/while , for и for/in .

Цикл for

Часто цикл for называют циклом со счетчиком. Этот цикл используется, когда число повторений не связано с тем, что происходит в теле цикла. Т.е. количество повторений может быть вычислено заранее (хотя оно не вычисляется).

В заголовке цикла указываются два значения. Первое значение присваивается так называемой переменной-счетчику, от этого значения начинается отсчет количества итераций (повторений). Отсчет идет всегда с шагом равным единице. Второе значение указывает, при каком значении счетчика цикл должен остановиться. Другими словами, количество итераций цикла определяется разностью между вторым и первым значением плюс единица. В Pascal тело цикла не должно содержать выражений, изменяющих счетчик.

Цикл for существует в двух формах:

for счетчик:=значение to конечное_значение do тело_цикла;

for счетчик:=значение downto конечное_значение do тело_цикла;

Счетчик – это переменная любого из перечисляемых типов (целого, булевого, символьного, диапазонного, перечисления). Начальные и конечные значения могут быть представлены не только значениями, но и выражениями, возвращающими совместимые с типом счетчика типы данных. Если между начальным и конечным выражением указано служебное слово to, то на каждом шаге цикла значение параметра будет увеличиваться на единицу. Если же указано downto, то значение параметра будет уменьшаться на единицу.

Количество итераций цикла for известно именно до его выполнения, но не до выполнения всей программы. Так в примере ниже, количество выполнений цикла определяется пользователем. Значение присваивается переменной, а затем используется в заголовке цикла. Но когда оно используется, циклу уже точно известно, сколько раз надо выполниться.

var i, n: integer;   begin write (‘Количество знаков: ‘); readln (n);   for i := 1 to n do write (‘(*) ‘);   readln end.

Цикл while

Инструкция while (англ. до тех пор, пока) создает цикл с предусловием. В скобках после слова while указывают некоторое логическое выражение или значение. Цикл начнется если значение этого выражения равно true и будет работать до тех пор, пока это условие не обратится в false. Общий синтаксис этого цикла выглядит так:

Читайте также:  Как перевести деньги на Яндекс Кошелек через Сбербанк

while (условие) { инструкция }

Следующий цикл while исполняется, пока значение переменной i меньше 3:

var i = 0; while (i < 3) { // Выполнять код, пока значение переменной i меньше 3 alert( "i: " + i ); // Выводим значение i i++; // Увеличиваем значение переменной i } Выполнить код » Скрыть результаты

После окончания третьей итерации условие i < 3 больше не является истинным, поэтому цикл завершается.

Для создания бесконечного цикла в качестве условия достаточно задать булево значение true:

while (true) { инструкция }

Это общепринятый способ создания бесконечного цикла. В прочих случаях (к примеру, если в рассмотренном нами примере убрать в коде i++) возможен вариант (в теории) создания бесконечного цикла. На практике, браузер выведет сообщение о «зависшем» скрипте и посетитель его остановит.

Оператор цикла FOR – язык программирования JSCRIPT

Как видим, ничего сложного нет… Для примера, допустим нам надо обработать массив, который состоит из 300 элементов. Делать это вручную просто глупо, поэтому, мы задаем начальный номер элемента и конечный, объявляем переменную, которой на каждой итерации будет присваиваться новое число (индекс), так мы с помощью одной строки программного кода сможем многократно выполнять нужную операцию.

Хорошо, давайте рассмотрим простой пример:

//************************************* // оператор цикла for js // Сложение чисел // jscript_ //************************************* var summ=; //Сложение чисел от 1 до 10 for (var i=1; i<=10; i++) { summ+=i; } WScript.Echo (summ); //55 summ=; //Сумма парных цифр от 2 до 10 for (var i=2; i<=10; i+=2) { summ+=i; } WScript.Echo (summ); //30

В данном сценарии JScript мы используем две конструкции for.

Первая – Вычисляет сумму чисел от 1 до 10, видим, что мы объявили локальную переменную i, в качестве начального значения (инициализация), мы указали 1, в качестве проверки мы задали условие i<10. В блоке обновления мы прописали i++ — это операция инкремента, аналогично, мы могли прописать i+=1 или i=i+1.

Вторая — Выполняет задачу аналогичную первому оператору for цикла, но тут мы вычисляем сумму всех парных чисел на отрезке от 2 до 10.

Хорошо, теперь давайте рассмотрим такую ситуацию, нужно решить уравнение, или просто, математическое выражение, в котором должна изменяться не одна переменная, а несколько, в таком случае, чтобы не использовать два цикла for js, JScript язык позволяет использовать символ «запятая», смотрим пример:

//************************************* // оператор цикла for // Сложение цифр // 1_jscript_ //************************************* var summ1=, summ2=; //Сумма цифр от 1 до 10 for (i=1, k=10; i<=10, k>=1; i++, k) { summ1+=i; summ2+=k } WScript.Echo ("от 1 до 10: " + summ1 + "\nот 10 до 1: " + summ2); //55

В данном примере, который работает под управлением сервера Windows Script Host, мы использовали один оператор for цикла js, как видим, он позволяет через запятую прописывать несколько условий. Фактически, тут вычисляется сумма дважды, в первом случае идет суммирование чисел от 1 до 10, а во втором случае идет суммирование в обратном порядке от 10 до 1. Данный пример не несет никакой практической пользы, и является лишь примером для лучшего понимания.

Давайте рассмотрим следующий пример на языке jscript:

//************************************* // оператор цикла for // Квадратное уравнение // 2_jscript_ //************************************* var res="", result=, a=-2, b=6, c=20; //ax2+bx+c=0 // решение: x1=-2, x2=5 //Сумма цифр от 1 до 10 for (var x=-10; x<=10; x+=0.5) { result=a*(x*x)+b*x+c; if (result==) {res+=x + "\n"} } WScript.Echo (res);

Данный пример показывает как можно с помощью оператора цикла for и JS сценария решить квадратное уравнение методом простого перебора. Используя цикл js for, мы задали начальное и конечное значение x, которое будет подставляться в квадратное уравнение, мы знаем, что квадратное уравнение, это уравнение вида ax2 +bx + c = 0. Подставляя x, мы проверяем результат решения, если результат равен нулю, то мы заносим значение x в res. В качестве обновления (итерации) мы увеличиваем значение x на 0,5. Конечно, я знал решение квадратного уравнения, и поэтому выбрал столь малые промежутки. Другое дело, если приёется решать кубическое уравнение с помощью оператора for цикла. Тут нам придётся указывать куда более большее начальное и конечное значение.

Скачать архив с примерами

В теле самой конструкции for, JS языка, можно использовать дополнительно break и continue. BREAK производит выход из текущего блока цикла, а CONTINUE – пропускает текущую итерацию и переходит к следующей итерации. Использование break и continue я также рассмотрел в статье: «Конструкции while и do…while».

If и Else в Ардуино

В прошлый раз мы сделали динамически меняющуюся задержку между включением и выключением светодиода. Но в конце цикла счетчик сбрасывался. Сегодня сделаем уменьшение задержки также более плавным.

Чтобы этого добиться, нам нужно начать уменьшать переменную i, когда она будет равна 1000. Для этого заменим число 100 в цикле for на переменную delta. И объявим переменную в области объявления переменных.

int delta = 100;

Теперь мы готовы добавить в программу управляющий оператор if. Логика в том, чтобы определить когда переменная i стала равна максимуму и начать ее изменять. Но, постараемся использовать уже готовый цикл for и не изменять программу полностью.

Для этого заменим значение шага в цикле на переменную delta, а после цикла добавим оператор if.

for(i = 100; i <= 1000; i+=delta){ digitalWrite(LED_BUILTIN, HIGH); delay(i); digitalWrite(LED_BUILTIN, LOW); delay(i); if( i == 1000 ){ delta = -delta; } }

В данном случае, мы сделали переменную delta равной себе, но со знаком минус. Соответственно, когда цикл for будет работать опять, то к i = 1000 будет прибавляться — 100. И задержка в функции delay будет уменьшаться.

Если загрузить программу в так виде, то мы увидим, как светодиод начинаем мигать медленнее, а потом быстрее, но только один раз.

Дело в том, что переменная i будет уменьшаться бесконечно, и через 10 итераций мы уже не увидим мигания, светодиод будет просто гореть.

Для того, чтобы разрешить эту проблему, добавим в условный оператор вторую часть. Она сработает, когда переменная i будет равна 0 и изменит знак шага опять.

else if( i == 0 ){ delta = -delta; }

Теперь, когда переменная i дойдет до 0 знак шага delay опять изменится на положительный и цикл будет увеличиваться.

Мы объединили эти два условия в один оператор if … else if, чтобы показать, что это возможно. В данном случае можно было обойтись вторым оператором if. Вы можете использовать сколько угодно встроенных блоков else if, но, пожалуйста, не делайте так. Это превратит вашу программу в нечитабельную белиберду. В следующих статьях мы посмотрим как можно использовать управляющие конструкции с многими вариантами более удобно. Так же можно дописать условный оператор до конца использовав else{} в конце.

Программа if else

Итоговый код программы будет выглядеть так.

int i = 100; int delta = 100; void setup() { pinMode(LED_BUILTIN, OUTPUT); } void loop() { for(i = 100; i <= 1000; i+=delta){ digitalWrite(LED_BUILTIN, HIGH); delay(i); digitalWrite(LED_BUILTIN, LOW); delay(i); if( i == 1000 ){ delta = -delta; } else if( i == 0 ){ delta = -delta; } else{ } } }

Попробуйте загрузить его и проверить, все ли работает как нужно.