Киберспорт изнутри: анализ киберспортивной экономики

Ранее, 29 июля, прошел первый чемпионат по Fortnite, организованный издателем игры — студией Epic Games. Общий бюджет финала составил более $30 млн, опять-таки рекордная для индустрии цифра. 

Все начиналось с Rolling Stones и красной Ferrari

Впервые в истории киберспортивный турнир организовали студенты Стэнфорда еще в 1972 году. Зрителями «Первого межгалактического турнира» по одной из самых первых цифровых игр — «Spacewar!» — были около 20 человек, а призом стала годовая подписка на журнал Rolling Stones. С 80-х годов видеоигры набирают популярность, на телевидении даже начинают появляться отдельные программы про них, появляются все новые игры, аудитория неизменно растет. В 1997 году, прошел первый в мире кибертурнир по Quake — Red annihilation, в котором победитель получал красную Ferrari. Одновременно появляется первая киберспортивная лига. 

Ещё каких-то 2–года назад никто не мог подумать, что мобильные игры станут полноценным киберспортом. Со своими звёздами, миллионными призовыми фондами и помпезными чемпионатами мира. Сегодня эта мысль всё ещё удивляет, но с ней приходится только мириться. Ведь, например, всего пару недель назад завершился PUBG Mobile Club Open 2019, в рамках которого было разыграно $2,млн. Лайф прикоснулся к миру мобильного киберспорта и решил рассказать, как зарождалась новая индустрия, что с ней сейчас и какие у неё перспективы.

По разным данным, в мире на 2019 год смартфонами пользуются от 2,7 до 3,3 млрд человек, что составляет примерно 35–44% населения планеты. На смартфоны можно устанавливать игры. Соответственно, смартфоны — огромная потенциальная база клиентов для разработчиков игр, которую они принялись обслуживать ещё на заре iOS и Android. Как следствие, сегодня с мобильными играми знакомы 2,4 млрд человек.

Турниры. Повышение конкуренции в киберспорте

Популярность стримов, рост аудитории и финансовые возможности приводят к росту количества турниров, а также призовых фондов. Вернее будет сказать, что это двусторонняя связь. Количество турниров также влияет на популярность дисциплин, а соответственно, присутствуя на турнирах, дисциплины находят больше поклонников и зрителей.

Читайте также:  Riot Games планирует изменить Ксин Жао в League of Legends

Для того чтобы понять, как увеличивалось количество турниров, мы рассмотрим табличку:

  Dota 2 CS:GO LoL StarCraft II
2015 125 300 154 187
2014 106 146 173 182
2013 90 100 160 147

Источник             

Несмотря на небольшое снижение количества турниров по League of Legends, в остальных дисциплинах наблюдается рост. Особенно сильно это заметно в CS:GO: количество турниров по нему в 2015 году увеличилось в 2 раза!

Также растут и призовые фонды турниров. За последний год присутствует небольшое снижение в League of Legends, StarCraft II, однако глобальный рост призовых фондов у CS:GO и Dota 2. Это позволяет открыто заявить, что самые успешные киберспортивные проекты сегодня находятся на попечении Valve. 

  Dota 2 CS:GO LoL StarCraft II
2015 31,046,865 5,841,976 7,640,674 2,912,547
2014 16,494,586 1,935,451 7,990,954 3,386,415
2013 4,488,961 1,162,678 6,100,970 3,736,865

Источник             

Как мы можем заметить, у проектов Valve призовые фонды удвоились (Dota 2) и утроились (CS:GO). StarCraft II в свою очередь переживает не лучшие времена: последние три года, его призовые фонды уменьшаются (от 300 до 400 тыс. долларов в год), несмотря на то что количество турниров растет.

Касательно League of Legeds сказать сложно. В 2015 moba-игра от Riot пережила небольшой спад, однако в ближайший год все также может измениться. В 2012 году, LoL получил колоссальное развитие: призовой фонд увеличился практически в 10 раз (с 490 тыс. до 4.2 млн.).

Помимо крупных турниров, интенсивно развиваются регулярные (еженедельные, ежедневные) турниры на таких ресурсах как Faceit, Toornament, XFire. Турнирные онлайн-платформы дают возможность поклонникам киберспорта попробовать свои силы на более серьезной конкуретной основе, чем ладдерная система.

Доход от турниров малой величины в 2015 составил 27,7 млн. долларов, а их популярность просто зашкаливает. За прошедший год на турниры зарегистрировалось более семи миллионов игроков. Ярким примером популярности служит Faceit: 1.8 млн. зарегистрированных игроков и 1,500 турниров каждый месяц.

Также, помимо классических дисциплин, постепенно втесняются и развиваются другие: Call of Duty, Vainglory, StreetFighter, Smite и пр. 

Среди описанных факторов трудно выделить что-то одно, однако в итоге аудитория за последний год сильно увеличилась, и стоит полагать, что 2015 года был самым плодоносным для киберспорта за последние 15 лет. И это касается призовых фондов, количества турниров и аудитории.

  Количество турниров Призовой фонд ($)
2015 4444 65,017,976
2014 2640 36,697,723
2013 1892 20,486,253
2012 1699 13,464,864
2011 1491 9,938,144
2010 814 5,525,589
2009 562 3,652,611
2008 432 6,353,675
2007 353 6,443,681
2006 299 4,562,399
2005 260 3,807,190
2004 176 2,219,203
2003 114 1,486,174
2002 39 854,003
2001 44 842,806
2000 49 670,505
Читайте также:  Age of Z куда вводить коды и прохождение игры

*(в призовой фонд  вошли не только премиум-турниры)             

Из всего этого можно заключить одно: сегодня киберспорт является одной из самых перспективных и привлекательных областей для инвестиций. В данной сфере имеются большие тенденции для развития аудитории и конкуренции. За последние 15 лет размер призового фонда (годового) падал лишь однажды: в 2009 году, после мирового экономического кризиса, а количество турниров продолжает расти с 2002 года.

Статистические данные предоставлены аналитическим агентством SuperData Research и

Как попасть в киберспорт

Что значит киберспорт? Это виртуальный мир, который можно познать только самостоятельно. Поэтому киберспорту не учат в ВУЗах, училищах, на курсах. Игроки самостоятельно осваивают премудрости компьютерного спорта.

В киберспорте можно быть не только геймером, но и выполнять другие функции. Ведь что значит киберспорт? Это и геймплей, и привлечение спонсоров, и продвижение команды, и организация турниров. Вы можете стать:

  • менеджером;
  • организатором;
  • инвестором турнира или команды;
  • журналистом;
  • тестировщиком;
  • комментатором;
  • программистом и т.д.

Кто такой киберспортсмен, описано выше. А где получить знания для других должностей, читайте дальше.

Факультет киберспорта

Как таковое, профильное образование по киберспорту получить нельзя. Но можно выбрать ВУЗ, который готовит специалистов экономического профиля или журналистов. Для старта достаточно диплома бакалавра, для стремительной карьеры – магистра.

В частности, в РГУФК и Университете Синергия есть факультеты маркетинга, бизнеса, менеджмента, но с уклоном на организацию и проведение игр, турниров по киберспорту. Так что польза от окончания этих ВУЗов будет.

Работа в киберспорте

В киберспорте могут зарабатывать геймеры, менеджеры, маркетологи команд, организаторы турниров и все, кто способствует развитию киберспорта.

Для одних необходим опыт успешной игры – список победителей с указанием выигрыша доказывает возможность заработать любимым делом. Другим понадобится профильное образование. Третьи в силу организаторских способностей инвестируют средства и получают прибыль. Четвертые отвечают за техническую сторону соревнований. Есть те, кто освещает события в периодических и интернет-изданиях. Также не стоит забывать о людях, которые работают над созданием игр или их обновлением. Это графические и веб-дизайнеры, программисты, тестировщики.

Фильмы про киберспорт

Киберспорту посвящены киноленты, в основном документальные.

  • Road to Worlds (Дорога на чемпионат мира). Картина рассказывает о восхождении коллектива любителей киберспорта до профессиональной команды геймеров.
  • National Geographic. World Cyber Games. Фильм рассказывает о том, что киберспорт – это не развлечение, а серьезная работа. И о том, что значит киберспорт в жизни игроков, в чем его польза.
  • Гамер. Кинокартина о подростке, который стал профессиональным геймером. Начинал с онлайн-шутеров в обычном компьютерном клубе. Был замечен менеджером одного из турниров и приглашен в киберспортивную команду.
  • The Rise of Professional Gaming. Фильм про закулисье. История не про сами игры, речь идет о про-гейминге. Как изменился уровень киберспортивных лиг с развитием компьютерных технологий, как выросли призовые. Дополняют фильм комментарии геймеров.
  • The Glory: Sila e-Sportu. На примере членов показан путь от простых игроков до профессиональных геймеров киберспорта. Как не сломаться, как поднять свой уровень – об этом фильм.
Читайте также:  Прохождение квеста И сокровище достаётся… в Genshin Impact

Есть и другие фильмы, которые помогут взглянуть на киберспорт иначе.

Ставки на киберспорт

Российские букмекеры активно развивают киберспортивную линию и предлагают сделать ставки на многие виды киберспорта: на квалификационные встречи, соревнования майноры, мэйджоры, международные чемпионаты.

Букмекерские конторы, которые дают самый большой выбор киберспортивных дисциплин, встреч в них и предлагают хорошие коэффициенты:

  • 1хСтавка;
  • Марафон;
  • ПариМатч;
  • Леон;
  • Фонбет и др.

Есть киберспортивные биржи: EgamingBets, Pinnacle, GameBets,

Важно: заключать пари на киберспорт могут только игроки, которым исполнилось 18 лет.

Чтобы повысить шанс выигрыша, делайте ставки на Live-состязания, на соревнования класса мэйджор. Важно анализировать статистику игр команд, знать, какая карта получена в начале игры, каких персонажей выбрали геймеры.

Улучшенное испытание «Выбирай!»

Существует 2 типа событий испытания «Выбирай!» для PCS 1. Участвуя в них, можно получить Очки Киберспорта.

1. Предскажите победителя в любом регионе!

Основная цель испытания «Выбирай!» — предсказать победителя в каждом регионе, отдав за него свой купон. Приобретя все предметы PCS 1, вы получите до 6 купонов. 1 дополнительный купон можно получить бесплатно за просмотр трансляций. Нельзя голосовать за одну и ту же команду дважды. Можно проголосовать за все команды по очереди.

Список предметов PCS 1

  • БОЕВОЙ КОМПЛЕКТ PCS 1 + 1 купон для голосования
  • КОМПЛЕКТ ОДЕЖДЫ PCS 1 + 1 купон для голосования
  • M16A4 PCS 1 + 1 купон для голосования
  • MK47 MUTANT PCS 1 + 1 купон для голосования
  • UMP45 PCS 1 + 1 купон для голосования
  • Эмоция PCS 1 + 1 купон для голосования
Улучшенное испытание «Выбирай!»

Если вы угадаете чемпиона, то получите 100 000 ОК, которые можно потратить в киберспортивном магазине в любом регионе. Например, угадав чемпиона в одном регионе, вы получите 100 000 ОК, а угадав чемпионов во всех регионах, — 400 000 ОК.

2. Кто лучше?

Мы придумали еще одну лотерею, которая позволит вам получить ОК: успешно предскажите команду с самым высоким рангом.

В эту лотерею можно сыграть бесплатно, без купонов. За каждую отгаданную команду вы получите 2000 ОК. Например, если вы успешно предскажете результаты всех команд в регионе, то получите 16 000 ОК. Если вы выиграете во всех регионах, то получите 64 000 ОК.