Сам себе виртуальный оператор

Считаем, сколько стоит запуск MVNO-оператора в России.

MVNO — совсем не лирическое отступление

  • экономическая ценность — получение дохода от продажи трафика и услуг абонентам, узкая направленность на выбранный сегмент гарантирует пул активных абонентов
  • коммерческая ценность — удержание абонентов явными преимуществами и выгодами (низкая цена, дешёвый роуминг, полезный контент и т.д.)
  • психологическая ценность — формирование узкого круга (ниши своих абонентов, разделяющих философию бренда.

оценкам J’son & Partners Consulting

  • Использование MVNO для электронной коммерции и мобильной рекламы — виртуальный оператор в собственной сети может свободно регулировать контент и использовать рекламные функции по своему усмотрению.
  • Рассылка оповещений и предоставление информационных услуг. Например, реализация мобильной справочной службы, в которой абонент сможет запрашивать информацию. Причём любой VAS (value added services — дополнительная услуга) можно реализовать по двум основным моделям: &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp 1) интерактивный класс — доступ к услугам осуществляется через web—браузер мобильного устройства &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp 2) фоновый класс — услуга распространяется по подписке (баланс, курс валют, данные с терминала и проч.)
  • Использование услуг межмашинного взаимодействия (M2M) — отслеживания датчиков, показателей, информации от банкоматов или терминалов посредством сети GSM.
  • Коммуникация с потребителем, оказание технической и сервисной поддержки.
  • Создание домашних зон — актуально для ритейла, банков, крупных развлекательных и туристических компаний, крупных предприятий и агломераций предприятий.
  • Работа с сотрудниками: мониторинг, обеспечение связью.

Звонки

Если большую часть дня вы проводите за телефонными разговорами, количество гигабайт вас интересует не так сильно. В таком раскладе лучший вариант предлагает Герман Греф. 1500 минут на СберМобайл обойдутся всего в 600 рублей. При этом вы еще и получите 3 гигабайта трафика, безлимитные мессенджеры и стриминговые сервисы. У Yota сравнимый вариант будет стоить почти в два раза дороже.

Из дополнительных плюсов — 25% скидка бонусами «Спасибо» и бонус 1000 рублей при подключении, если вы переходите с переносом номера. Короче, шикарный вариант для рабочей трубки. Спасибо Герману Оскаровичку.

Виртуальные операторы связи — что это?

Российский рынок мобильной связи поделили 4 крупных компании: Билайн, МТС, Мегафон, Теле2. «Подвинуть» большую четверку и отвоевать часть рынка — задача из разряда невыполнимых. Для этого потребуется большое количество ресурсов — не только денег, но и административных связей.

Читайте также:  Как операторы связи обманывают нас

Мелкие компании вынуждены конкурировать на поле «виртуальном». Они закупают сетевые ресурсы у крупных компаний — представителей «большой четверки» — и используют их инфраструктуру для продажи своих услуг. Статистика за 2017 года говорит о следующем: число абонентов, которые пользуются услугами виртуальных операторов в России, составляет 6 миллионов человек. Сбором данных занималась компания «ТМТ консалтинг».

Некоторые компании используют MVNO для дополнительной монетизации клиентской базы. Хорошим примером являются Ростелеком, Тинькофф Мобайл, ВТБ Мобайл и другие. На первый взгляд может показаться, что операторам мобильной связи не выгодно плодить конкурентов и предоставлять им инфраструктуру для развития. На практике, в такой схеме представителям «большой четверки» не нужно тратить собственные ресурсы на привлечение новых клиентов.

Какие виртуальные операторы работают в России?

В России существует пять основных поставщиков услуг связи — «МегаФон», МТС, «Билайн», «СМАРТС» и Yota. У каждого из них есть несколько партнёров, выполняющих функции виртуальных операторов.

Виртуальные операторы на базе «Мегафон»:

  • Гарс Телеком
  • «Алло Инкогнито»
  • «Просто для общения»

Виртуальные операторы на базе МТС:

  • «А-мобайл»
  • Алле

Виртуальные операторы на базе «Билайн»:

  • «Безлимит»
  • «SunSim»
  • «WhyFly»

При этом, компании «МегаФон» и МТС в одно время сами пользовались оборудованием «Скартел» — владельца бренда Yota. Арендованное оборудование было необходимо для обеспечения связи стандартов 3GPP и 4G. В октябре 2013 года стало известно, что «МегаФон» приобрёл компанию «Скартел» вместе с брендом Yota.

Первым виртуальным оператором связи в России была компания «Корбина», использовавшая в своей работе мощности «Вымпел-Комуникации».

Нюансы виртуальных сотовых операторов

  • Первое, что привлекает абонентов, когда они задумываются об использовании MVNO — привлекательные тарифы. Многие компании предлагают конструкторы тарифных планов — пользователи самостоятельно выбирают условия сотрудничества, количество минут, интернет-трафика и т.д.
  • Есть мнение — и множество отзывов в сети, — что со временем «халява» закончится. Все выгодные условия — это обычный маркетинговый ход, главная задача которого — привлечь как можно больше новых клиентов.
  • Важно понимать, что в работе виртуальных операторов связи иногда случаются сбои, так как это достаточно «молодая» технология. Если вам нужна крайне стабильная связь, проверенная временем, пока лучше пользоваться классическими решениями.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Трудности развития

В нашей стране развитие виртуальных операторов пока буксует. Суммарно они обслуживают порядка 1% всех абонентов, что, с одной стороны, подтверждает тезис об их нишевости, а с другой — заставляет задуматься о правильности выбора стратегии. Если посмотреть на тарифные планы виртуальных операторов, то выяснится, что у классического оператора или его конкурентов есть идентичные предложения с небольшими непринципиальными различиями в цене. Неудивительно, что такие игроки как «Связной Мобайл» и «Просто для общения» прекратили своё существование. При прочих равных условиях абонент скорее доверится известному бренду.

Сомнительны и перспективы «Атласа»: среди его партнеров нет ни одного магазина товаров повседневного спроса вроде гипермаркетов или заправок, с покупок в которых можно получать баллы в больших количествах. Разумеется, оплатить услуги связи можно и обычными деньгами, но тарифы среднерыночные, и особенного смысла в этом нет. (За редким исключением — например, скромный пакетный тариф за 150 рублей в месяц, в то время как у MNO пакеты начинаются от 200 рублей).

Самым успешным «виртуальщиком» для массового рынка в России сегодня является Yota: около 2,5 млн абонентов на конец 2016 года. В 2017 году рост абонентской базы Yota приостановился, поскольку оператор, следуя тенденциям рынка, отказался от своего ключевого преимущества — безлимитного мобильного интернета.

Что MVNO дают операторам и абонентам

По статистике, более 80% клиентов не задумываются о том, что MVNO работает на инфраструктуре какого-то мобильного оператора. Пользователи полагают, что связь предоставляет сам бренд. Это позволяет нетелеком-компаниям быть ближе к людям.

Для клиентов это способ решать все насущные вопросы в режиме «одного окна» и пользоваться всеми преимуществами экосистемы любимого бренда. Для компании, которая интегрирует мобильную связь в основной бизнес, она становится связующим звеном и объединяет разные элементы экосистемы.

На чем же тогда зарабатывает материнский оператор и почему MVNO-проекты для него не конкуренты? Виртуальные операторы, которые работают на сети Tele2, платят нам только за трафик: количество минут, гигабайтов, SMS, которые понадобились клиентам. По сути, мы продаем «трубу» и зарабатываем на этом — монетизируем нашу сеть.

Читайте также:  10 приложений которые знают кто вам звонил с неизвестного номера

Но есть нюанс: мы как хост-оператор не тратим деньги на создание и развитие продукта, на привлечение новых клиентов и маркетинг, на зарплату сотрудникам. После запуска виртуального оператора эти затраты несет партнер.

Запуск MVNO-проектов помогает нам привлекать новых клиентов на высоконасыщенном и очень конкурентном рынке. Ведь любой клиент нашего виртуального оператора одновременно является и нашим пользователем, поскольку «живет» именно в нашей сети.

Как перейти на виртуального оператора и что нужно учесть

Стать абонентом виртуального оператора просто – для клиента процесс не отличается от подключения к обычному оператору. Для этого потребуется:

  • Обратиться к выбранному оператору;
  • Оформить сим-карту.
  • Подписать договор и получить карту.

Важно учитывать, что можно сделать переход с сохранением номера (по технологии MNP). Для этого потребуется написать заявление, которое предоставит сотрудник салона связи. Это может стоить до 100 рублей.

При смене оператора, как и всегда, нужно учитывать некоторые тонкости:

  1. Выбирая малоизвестную компанию, следует внимательно изучить про нее информацию, чтобы избежать факта мошенничества.
  2. Тарифы у виртуальных операторов могут быть ниже, поскольку они оценивают потребности «нишевых» клиентов.
  3. При оплате услуг или товаров через телефон, все данные могут попасть к выбранному оператору.

    Малоизвестные компании, или однодневки могут собрать данные или продать. Также не исключено, что полученные данные будут использованы с целью мошенничества.

Итоги

Планировать запуск виртуального оператора нужно уже с готовой рабочей идеей, четким определением своей аудитории и составленным бизнес-планом. Для того, чтобы проект дошел до финального этапа с минимальными потерями, предпочтение лучше отдавать работе с опытными и надежными партнерами – это касается и комплектования собственной команды. Необходимо в любом случае учитывать риски при планировании бюджета и времени, а также уделять должное внимание этапу тестирования.

Я представил видение запуска MVNO, основанное на собственном опыте. Мне будет интересно прочитать о случаях в вашей практике. Пишите, согласны ли вы с нашими расчетами и предлагайте свои варианты.